Большинство таких развивающих занятий, игр и игрушек сами по себе не только не вредны, но и полезны. Но лучше всё-таки называть вещи своими именами и понимать, с чем имеешь дело.
Одна из системообразующих идей Монтессори-образования состоит в том, что взрослый, опираясь на свой опыт и знания, создаёт ребёнку пространство, наполненное материалами для занятий, подходящих ребёнку по возрасту. Затем взрослый пребывает возле ребёнка в готовности познакомить с тем или иным материалом, а ребёнок, которому позволено выбирать из предложенного, следует за своим внутренним влечением к тому, что развивает его наилучшим образом в этот конкретный момент его жизни. Такая самонастраиваемая индивидуализация делает содействие развитию ребёнка предельно эффективным. Одновременно она позволяет ребёнку упрочить свою самостоятельность, независимость, даёт позитивный опыт собственной активности. Любое пособие, упражнение, род занятий или игрушка, предлагаемое в Монтессори-классах, может быть успешно использовано само по себе в ситуации, когда взрослый руководит ребёнком, как это происходит в традиционной образовательной модели. Но при этом эффективность системы Монтессори будет утеряна, и останется только полезность самого материала, которая, несомненно, была ему присуща, поскольку Монтессори-педагогика уже столетие как выискивает лучшие образцы развивающих пособий и занятий. Именно это часто и происходит, когда педагоги или родители в развивающих занятиях с детьми используют «элементы Монтессори». В этом нет ничего плохого, если только не принимать такую практику за собственно Монтессори-метод.
Часто дидактические приёмы и пособия начинают жить своей жизнью за пределами Монтессори-класса и служить иным целям. Яркий пример тому – многочисленные упражнения с пересыпаниями крупы, которые фигурируют во многих материалах класса 3-6 и служат усовершенствованию мелкой моторики рук, развитию интуитивного представления о физических свойствах мира и, в частности, о количестве. Дети до трёх лет тоже охотно возятся с крупой, и можно найти миллион советов родителям, как это организовать. Но в этом случае ребёнок осваивает на будто бы том же материале базовые мелокомоторные навыки, а не совершенствует оные. Но ребёнок, которому позволено есть и пить самому, самому что-то помыть, перенести, налить – не только тренирует мелкую, но одновременно и крупную моторику, и самостоятельность, и навыки речи и коммуникации. Тогда для малыша до трёх лет игры с крупой с меньшим функционалом дублируют перечисленные занятия. А если ребёнок ограничен в возможности посильного самообслуживания, то игры с крупами становятся не только полезным упражнением, но и завуалированным способом держать ребёнка на расстоянии от домашних дел, что уже не на пользу. Сходная ситуация с вошедшими в моду бизибордами. Среди Монтессори-материалов есть нечто похожее. Но цели этого материала связаны далеко не только с мелокомоторным развитием, они в том, чтобы стимулировать самостоятельное вставание детей, которые ещё не начали ходить, и развитие функциональной независимости – то есть реального умения открывать запоры и замочки. Бизиборды, как правило, – это попытка объединить в одном комплексе множество материалов для сенсорного и мелкомоторного развития. Они очень разнятся по своему качеству от достаточно интересных решений до откровенно опасных (я имею в виду, например, такие, в которых ребёнку предлагается вставлять вилку в неработающую розетку: это даёт малышу очень опасное ложное представление о том, что эти штучки созданы для втыкания-вытыкания, а не включения-выключения электроприборов). И лучшие, и худшие образцы бизибордов отличаются от их прототипа в Монтессори-среде настолько, что я бы не стала их связывать с ним во избежание недоразумений.
В Монтессори-педагогике уделяется много внимания планированию окружения ребёнка и действий взрослого. Вне зависимости от того, насколько глубоко вы знаете теорию научной педагогики и насколько принимаете её как руководство к действию, я бы порекомендовала родителям по возможности часто задаваться вопросами: «Зачем?», «Что это даст моему ребёнку? А в будущем?». Я не призываю выключить сердце и включить голову, для детей безумно важны любовь, забота, принятие. Но временами это полезные вопросы в отношении того, что вы делаете для ребёнка и возле ребёнка, какие игры и игрушки предлагаете ему и как именно это делаете, что и как запрещаете и разрешаете, за что в действительности поощряете и так далее.