1. Зона упражнений практической жизниУпражнения практической жизни имеют особое значение для детей. В этой зоне расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Условием подбора материалов является ясное понимание ребенком цели своей деятельности. Ребенок учится самостоятельно одеваться (используя рамки с застежками - пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки), аккуратно пересыпать и переливать, мыть посуду, зеркала, стирать и утюжить тряпочки настоящим утюгом, делать салаты (чистить, резать, тереть овощи), колоть орехи, резать хлеб, даже чистить обувь и полировать серебро.
Овладение навыками практической жизни дает ребенку возможность быть самостоятельным и независимым, приносит ему большую радость и глубокое удовлетворение от собственной деятельности, развивает уверенность в себе.
Цели упражнений в практической жизни можно обобщить следующим образом:- способствуют независимости ребенка от взрослых, его самостоятельности и тем самым укрепляют чувство собственного достоинства и самоценности;
- развивают чувство ответственности, умение доводить начатое до конца;
- координируют, совершенствуют и гармонизируют поведение в целом;
- приобретая навыки практической повседневной деятельности, дети развивают внимание и способность концентрированно работать;
- дети учатся самостоятельно заботиться о себе: одеваться, раздеваться, мыть руки, причесываться, чистить обувь, переливать воду, пересыпать сыпучие материалы, пользоваться пипеткой, пинцетом, ножницами, ножом и т.д.
Они учатся заботиться об окружающей среде, о помещении, в котором находятся (подметать, вытирать пыль, мыть стол, стирать, мыть посуду и т.д.), а также выполняют комплекс специальных упражнений на развитие координации движений, общей и мелкой моторики.
Отдельно хочется отметить проект «Кулинария», который еженедельно реализуется в рамках Монтессори-занятий. Это интересный творческий процесс приготовления еды, обсуждение рецепта, подготовка продуктов. Это трудоемкий алгоритм замешивания теста, приготовления блюда, сервировка стола, угощение и чаепитие. Здесь есть вся практика и сенсорика, логика, алгоритм, эксперимент и результат. Дети все без исключения с радостью принимаются за работу.
2. Зона сенсорного развитияЗначение сенсорного развития в этом возрасте огромно. В этой области ребенок учится использовать свои чувства при изучении окружающего мира - с помощью материалов находящихся здесь, он развивает свое зрение (цветные таблички, материалы для различения размеров и формы и т.д.), осязание (доски для ощупывания, набор лоскутков тканей и др.), вкус (вкусовые баночки и др.), обоняние (коробочки с запахами и др.), слух (шумящие коробочки, звоночки, музыкальные инструменты и т.д.), а также, имеет возможность потренироваться в различении температур, ощутить разницу в весе предметов, развить мускульную память.
Развитые до совершенства умения осознанно воспринимать подобные ощущения дают возможность ребенку сконцентрироваться на каком-либо одном из них. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.
3. Зона математических представленийПоработав с сенсорным материалом и научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия. Обучение математике проходит очень естественно: ребенок просто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой.
Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок освоил порядковый счет в пределах 1000, познакомился с математическими символами (цифрами), научился сопоставлять количество и символы, получил представление о десятичной системе и разрядах, научился выполнять математические действия: сложение, вычитание, умножение, деление, познакомился с квадратом числа, с дробями и действиями с ними. Но сколько из всего перечисленного освоит ребёнок, находясь в Монтессори-среде, зависит от его индивидуального темпа познания. Монтессори-педагог никогда не будет подгонять ребёнка, стремясь "дать" как можно раньше и как можно больше, самое главное - сохранить у детей удовольствие от обучения!
4. Зона развития языкаРебенку, необходимо языковое развитие, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. В данной зоне идет работа по моторной подготовке к письму, работа на развитие фонетического слуха, обучение чтению и т.д. Здесь ребенок получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами и освоить их написание.
Обучение написанию букв достаточно длительный процесс: обводя пальчиком шершавые буквы, сначала ребёнок пишет их на манной крупе, позже - на доске мелом, далее – простым карандашом и, наконец, ручкой. И это принципиально важный момент! Чтобы понять, почему именно так, достаточно вспомнить собственные ощущения в момент, когда написано уже столько текста в тетради и вдруг – помарка! Которую уже невозможно устранить, так как след от шариковой ручки не поддаётся устранению – и вот такая длительная трудоёмкая работа быстро может быть испорчена! Но как легко исправить ошибку, когда пишешь на манке – нужно лишь встряхнуть её; также легко стереть влажной тряпочкой мел или простой карандаш ластиком.
Возможность легко и быстро исправить ошибку создаёт у ребёнка ресурс для работы, исключает появление чувства неудачи и собственной неуспешности. Это и есть одно из составляющих формирования позитивной самооценки.
5. Зона космосаКосмос, с точки зрения Марии Монтессори – вся окружающая нас Вселенная. В этой зоне малыш может научиться отличать живую природу от неживой, насекомых от паукообразных, домашних животных от диких; узнает, что находится внутри человека и послушает в фонендоскоп своё сердечко, проведет самые настоящие опыты, чтобы понять, что камень или металл – тонет, а дерево – нет, соберет из пазлов карту мира, попробует запустить вулкан или горную речку. И главное, что дает ребенку работа в этой зоне – понятие о том, что все в мире взаимосвязано, и у каждого живого существа в мире есть своя роль. В зоне космоса может быть много материалов – она очень подвижна в комплектации. Количество и содержание материалов определяет Монтессори-педагог для каждой группы, основываясь на интересах детей, посещающих занятия.